Программа состоит из двух этапов, каждый из которых делится на четыре стадии:
- подготовительную (рассылка участникам обучения методических материалов (статьи, книги и пр.) для обязательного изучения);
- проведение 2-х дневного семинара (с входным и выходным тестированием);
- выполнение участниками обучения домашнего задания;
- проведение мастерской (1 день). Мастерская - проведение обсуждений и практических упражнений, направленных на отработку навыков использования тех или иных инструментов, полученных на семинаре.
Первый этап проводится в ноябре, мастерская – февраль. Второй этап проводится в апреле, мастерская – июнь. Возможные даты проведения семинара первого этапа – 26-27 ноября 2015 г. Место проведения – г. Москва, отель «Аэростар» (м. Аэропорт, м. Динамо) Участники программы: Начальники управлений, заместители начальников управлений. Количество участников пилотной программы: 25 человек (начальники управлений производственного блока). Характеристики программы:
- Стимулирование обмена опытом
- Интерактивность: кейсы, ролевые игры, практические задания
- Кросс-функциональное взаимодействие участников обучения
- Командная работа в ходе выполнения практических заданий
- Контроль полученных знаний
- Высокий профессионализм тренера
Обучающая программа (темы семинаров)
1 ЭТАП (семинар 2 дня) Предварительно участникам будет предложено заполнить тесты: MBTI и Белбина. Также в рассылке будут ссылки на статьи о ситуационном лидерстве (Херси-Бланшар), и на книги по лидерству. Например, книга тренера курса А. Кичаева «Харизматичный лидер. Эффективный бренд-коучинг на все случаи жизни» Функции и обязанности руководителя
- Лидер и Руководитель: сходства и отличия
- Качества и навыки лидера
- Факторы, определяющие результативность деятельности
- Управленческие функции
- Обязанности руководителя
- Знания и навыки руководителя
- Методы развития управленческих компетенций
- Формируем эффективную команд
- Команда
- Понятие команды
- Типы команд
- Роли в команде
- Создание и развитие команд под разные задачи
- Факторы командной эффективности
- Этапы развития команды
- Роль лидера в формировании и деятельности команды
- Психологические типологии, позволяющие руководителю эффективно комплектовать команду
- Распределение ролей в подразделении
- Эффективное поведение лидера на каждом из этапов развития команды
- Выработка единых норм и стандартов
- Повышение навыков командной работы
- Способность слушать и договариваться
- Умение разрешать конфликтные ситуации
- Создание механизмов коммуникации
- Особенности подготовки и проведения совещаний
- Способы формирования команды
- Собеседование как оценочный инструмент при подборе персонала организации: виды собеседования, стили проведения собеседований, плюсы и минусы, структура и закономерности собеседования
- Подготовка к проведению структурированного собеседования: заполнение заявки на подбор персонала, профиль должности, особенности мотивации
- Методы оценки на профессиональном уровне: активное слушание, метод «Три плюса – три минуса», метод «Провокации», типы вопросов: открытые, закрытые, проективные, система их применения
- Кандидат соответствует требованиям должности. Что дальше?
- Подготовка предложения о трудоустройстве
- Заполнение Листа прохождения испытательного срока
- Адаптационные мероприятия: первый рабочий день нового работника; первая неделя, первый месяц.
- Порядок предоставления обратной связи новому работника
- Заполнение Листа оценки прохождения испытательного срока
- Развитие межфункционального взаимодействия
- Главные принципы успеха в межфункциональном взаимодействии
- Обмен информацией
- Кооперация
- Разрешение противоречий между подразделениями
- Межфункциональный конфликт
- Понятие межфункционального конфликта
- Причины межфункциональных конфликтов
- Стратегии разрешения конфликта
- Принципы поведения в ситуации конфликта в межфункциональной коммуникации
- Профилактика конфликтов
- Способы профилактики конфликтов между подразделениями
- Посредничество в конфликте
- Принцип поиска третьей альтернативы
- Совместное разрешение сбоев в работе «на стыках», разделение ответственности за смежные и общие задачи
- Индивидуальные коммуникационные навыки руководителя в межфункциональной коммуникации
- Эффективные стратегии и тактики коммуникации
- Умение задавать открытые вопросы, умение слышать
- Умение давать другому право на ошибку
- Управляем изменениями
- Что такое изменения?
- Методология организации изменений в подразделении
- Понятие изменений
- Понятия: реальность, сопротивление изменениям
- Необходимость изменений
- Этапы внедрения изменений в подразделении
- Цикличность изменений
- Фаза «Подготовка»: основные цели руководителя подразделения на фазе «Подготовка», планирование изменений в подразделении, особенности работы с подчиненными на этапе поддержки изменений
- Фаза «Реализация»: преодоление сопротивления подчиненных, классификация сотрудников по отношению к изменениям, индивидуальная работа с каждой категорией подчиненных
- Методы вовлечения персонала в изменения
- Фаза «Испытание на прочность»: преодоление «возвратного сопротивления», методы коммуникации с подчиненными
- Фаза «Достижение цели»: признаки фазы, основные цели руководителя подразделения на этой фазе, поддержка изменений
Каждый учебный блок будет состоять из тематических модулей.
Модуль «Особенности проведения эффективных совещаний»
Цель: Развитие навыков проведения эффективных совещаний, в т.ч. стихийных, ограниченных по времени. Целевая аудитория: Для руководителей всех уровней, которые используют совещания, как обязательный инструмент управления. Алгоритмы, методы и технологии: Методики, использованные в тренинге: виды и формы проведения совещаний, алгоритм эффективного выступления, законы групповой динамики, алгоритмы сплочения и разобщения команды, матрица стилей совещания, мозговой штурм. На протяжении тренинга каждый участник - в индивидуальной и групповой работе, в дискуссиях и анализе упражнений. Получают обратную связь от тренера. Формат: Длительность программы 2-4 часа. Размер группы 25 человек.
Описание модуля, развиваемые навыки и используемые методы | Результаты |
---|
Подготовка и ведение совещания: 1. Постановка цели совещания. 2. Разработка повестки дня и составление списка участников. 3. Процедуры проведения совещаний 4. Убедительный и доходчивый спич на совещании. 5. Управление групповой динамикой. 6. Методы обсуждения на совещании. 7. Особенности мозгового штурма. 8. Сложные ситуации в процессе совещаний. 9. Завершение и анализ эффективности совещания. Используемые методы: * Методология: SMART, специфика предварительной подготовки ведущего, алгоритм эффективного выступления, законы групповой динамики, алгоритмы выхода из конфликтных ситуаций * Кейс: «Проведение совещания - презентации» - на основе фрагмента из кинофильма или письменного дифференцированного задания тренера. | Участники: осознают необходимость проведения совещаний, планируют формы проведения, состав участников и их роли; осваивают алгоритм участия и выступления на совещании, знакомятся со структурой совещания. |
Используемое упражнение - «Мозговой штурм»: После объяснения специфики мозгового штурма дается 2 вводных. Отработка командного взаимодействия и своих внутренних состояний. По взаимодействию – кейс. Управлению (10 сотрудников) сократили бюджет на 20%. У нач. управления есть 20 минут для принятия решения – ждет высшее руководство. Руководитель решил обсудить ситуацию с командой. Возможные варианты: 1) сокращают всем на 20%, 2) кому-то сокращают, кому-то нет в разных размерах, 3) сокращают двоих и з/п сохраняется, 4) другие варианты. По состояниям – Мечтатель, Критик, Исполнитель. Вначале вводная, потом показываются позы и ролевые состояния. Анализ и разбор упражнения. | Участники: Знакомятся с особенностями мозгового штурма, ролей и состояний; формируют лояльное отношение к коллегам |
Резюме Подведение итогов. Ответы на вопросы. | Участники: Структурируют полученные знания и усвоенные навыки |
Пример упражнения для одной из групп (полный текст у «начальника управления», у остальных участников – описание общей ситуации). Вы – начальник управления. В штате 10 человек. Вам сообщили, что через 20 минут вы должны прийти к высшему руководству с предложениями по оптимизации расходов управления на 20%. Поэтому вы срочно созвали совещание, чтобы услышать мнения и заручиться поддержкой команды. В коллективе доверительные отношения, стиль руководства – делегирующий, у сотрудников высокий уровень мотивации и компетенции. Хотя есть сотрудник предпенсионного возраста, но опытный, со связями, есть сотрудница, выбивающаяся из общего позитивного фона. Она нередко опаздывает, часто берет больничный на ребенка. Регулярно «грузит» коллег своими проблемами в личной жизни. Вот и сейчас она не пришла – болеет ребенок. Но большинство сотрудников ей симпатизирует и поддерживает. У ведущего совещание есть предварительные варианты решения.
- Сплотиться и дружно отстаивать статус-кво, мотивируя, что управление лучшее, самые высокие показатели, и пусть сокращают расходы отстающих.
- Урезать некоторые позиции соцпакета.
- Урезать ФОТ: 1) сокращают всем на 20%, 2) кому-то сокращают, кому-то нет в разных размерах, 3) сокращают двоих сотрудников и з/п остальным сохраняется,
- Возможно, команда предложит другие варианты?
2 ЭТАП (семинар 2 дня)
- Эффективное планирование в деятельности руководителя
- Планирование деятельности
- Технология планирования
- Выполнение плана рабочих задач
- Постановка цели подчиненным
- Назначение постановки цели
- Требования к задаче
- Трансляция цели и задач подчиненным
- Мотивируем подчинённых
- Основные законы мотивации
- Теория ожиданий и теория справедливости
- Мотиваторы
- Потребности и связь с результатом как фундамент для мотивирующих воздействий
- Параметры мотивирующего воздействия
- Психология мотивации работников
- Возможности и ограничения мотивации
- Материальный нематериальный компонент
- Денежный и не денежный формат материальной мотивации
- Развитие подчиненных как мотивация.
- Выбор мотивирующего воздействия
- Индивидуальное мотивирование
- Управление ожиданиями
- Уровень притязаний и вознаграждение
- Создание мотивирующей среды
- Правила взаимодействия с демотивированными сотрудниками
- Контроль и обратная связь
- Процесс контроля
- Технология контрольной встречи
- Обратная связь
- Анализ результатов деятельности, принятие решений
- Технологии анализа информации, Принятие решений, Навыки структурирования информации
- Поиск информации
- Принципы работы с источниками информации
- Принцип «Цель-Факты-Выводы-Рекомендации»
- Правило «МЕСЕ»
- Способы структурирования количественной информации
- Способы структурирования качественной информации
- Инструменты анализа ситуации и выявления корневых причин: метод Кепнера-Трего, метод Ишикава, Построение диаграммы зависимостей, критериальный подход в принятии решений, работа с альтернативами, определение и сравнение альтернативных решений.
Каждый участник тренинга получает возможность одной БЕСПЛАТНОЙ телефонной консультации в течение двух недель после тренинга!